Когда любитель азартных игр теряет свои средства за игровыми столами — будь то в казино или онлайн, часто играя на ставках, он, как правило, понимает момент, когда следует остановиться. Однако у людей, которые часто сталкиваются с проблемами в азартных играх, эта способность значительно снижена. Исследователи из Калифорнийского технологического института, по всей видимости, сделали шаг к тому, чтобы объяснить, почему именно так происходит.
На самом деле, здесь дело в том, что развлекательные игроки и те, кто сталкивается с проблемами, используют разные подходы к пониманию и обработке своих убытков.
В исследовании, которое было опубликовано в Журнале Нейронауки, группа ученых пришла к выводу, что мозг у проблемных игроков реагирует на убытки медленнее, нежели у тех, кто просто наслаждается процессом. Это замедление, очевидно, усложняет для них способность извлекать уроки из своих ошибок.
«Вероятно, люди учатся, основываясь на том, как сильно они ошибаются в своих ожиданиях: разница между тем, что они надеялись получить, и тем, что в итоге получают», — заявил Джон О’Дохерти, профессор нейронауки и член факультета Института нейронауки, во время интервью вместе с Крисси Чен. «Когда эта разница значительна, возникает сильная ошибка предсказания, что требует изменений в обучении для того, чтобы в следующий раз смогли дать более точные предположения».
Команда, которой руководил О’Дохерти, внимательно изучила 40 игроков — двадцать из них были отмечены как «проблемные», и еще двадцать как «развлекательные». Участники выбирались среди тех, кто имел опыт в азартных играх, но еще не проходил лечение от игромании, чтобы избежать искажений в полученных результатах из-за изменения поведения после терапии.
Каждый участник выполнял задачи, связанные с выбором и принятием решений в азартных играх, находясь в функциональном магнитном резонансе (фМРТ) сканере.
В одном из игровых сценариев участникам предлагалось разработать подходы, которые помогут увеличить их выигрыши. Во втором сценарии требовалось учиться на собственных ошибках и адаптировать поведение, чтобы минимизировать будущие убытки. Участники, которые быстрее справлялись с поставленными задачами, соответствующим образом обновляли свои ошибки предсказания наилучшим образом.
Несмотря на то, что обе группы игроков задействовали похожие участки мозга в этих сценариях, проблемные игроки обрабатывали информацию совершенно иначе, особенно когда речь шла о несчастных случаях.
Игры с ошибками
«В мозге есть участки, которые учатся не так быстро», — заметил О’Дохерти. «Это означает, что обновление после ошибочных предсказаний происходит с меньшей частотой, и процесс обучения продвигается более постепенно».
По мнению Киёхито Иигайи, доцента нейробиологии из Колумбийского университета и соавтора данного исследования, такая медленность в обучении не всегда является негативным аспектом.
«Медленное обучение может быть весьма полезным, когда обстановка меняется постепенно, потому что это помогает формировать точные прогнозы», — утверждает Иигайа. «Но вот когда события кардинально изменяются, это может стать настоящей проблемой».
И такое часто происходит в мире азартных игр.
Исследование продемонстрировало, что у проблемных игроков наблюдается повышенная активность в передней поясной коре и инсулярной коре — специфических областях мозга, которые ассоциируются с постепенной обработкой информации и ошибками предсказания — в особенно трудных ситуациях. Это замедление обработки информации, по всей видимости, значительно сократило вероятность того, что они изменят свою стратегию, когда ситуация шла не самым лучшим образом.
Хотя результаты исследования ярко указывают на различия в том, как происходит обработка информации между развлекательными игроками и теми, кто сталкивается с проблемами, О’Дохерти обращает внимание на то, что это не единственная причина, по которой возникают проблемы с азартной игрой.
«Активация этих мозговых областей у проблемных игроков не позволяет объяснить всю сложность ситуации, ведь любые расстройства часто оказываются чрезвычайно многогранными», — подчеркивает О’Дохерти. «Скорее всего, существуют также различия между индивидуальными проблемными игроками. Это потребует дальнейшего изучения, чтобы собрать более широкий спектр участников».