AMD анонсирует новый стек для графического композитинга ACS, который подружился с Wayland
Компания AMD между прочим разболтала детали о своей свеженаписанной штуковине под названием ACS (или, как вы могли догадаться, AMDGPU Composition Stack). Если говорить проще, это своеобразный набор инструментов для композитинга, который, можно сказать, подготовили специально для дружбы с Wayland. Ну и как водится, основа тут взята из проекта Weston. В общем, ACS придуман для того, чтобы «докрутить» возможности Weston и накинуть сверху всякие полезные фишки. Кто желает поковыряться в коде, скажу сразу — все лежит в открытом доступе, и лицензия тут MIT.
Чем удивляет ACS
Можно сказать, что ACS в некотором роде посвящен тому, чтобы работа с Wayland стала чуть легче, а взаимодействие с композитным сервером Weston немного круче. Об этом, конечно, спорить не будем. Как бы это понятнее объяснить… В общем, ACS делают сугубо с учетом железа AMD, поэтому он берет все, что может, из возможностей графических карт компании. Все-таки речь тут о штуке, которая улучшает быстродействие систем Wayland, минимизирует задержки показа, делает видео чуть плавнее и прокачивает всякое 3D.
Кстати, ACS как будто бы хорошо ладит с драйверами AMD — что-то там под капотом активно интегрируется с железом. Технически выходит так, что тут куча плюшек завязана на улучшение комфорта для пользователей AMD: будь то работа с анимацией или любые другие графические задачки.
Что «в коробке» у ACS для Weston
- FreeSync: Вот же чудо, это добавили поддержку изменяемой частоты обновления экрана (VRR). Это немного «гладит» картинку, собеседник, по сути, перестает дергаться в разных калибровках — от игры до видосов.
- MPO: Multi-Plane Overlay, другими словами, штука, помогающая графике быть «по частям» и чуть более распределенной. Например, стандартные «оверлей-слои» перекладывают частично свою работу на новые «андрерлей-слои», система вроде как легче дышит, а GPU меньше напрягается.
- Что-то похожее на простой мультимедиа плеер (ACS Media Player): Ну, с этим компонентом можно ожидать работу с HDR, переменной частотой обновления и даже поддержкой серьезных кодеков вроде VDPAU/VAAPI. Здесь запиханы и FFmpeg API.
- Цветовая магия: Встроили новую, так сказать, «управлялку» для улучшения цветопередачи. Особенно радует Wide Gamut — тот самый широкий диапазон цветов, который любят фотографы и дизайнеры.
- HDR по всем правилам: Сцены с высоким динамическим диапазоном (HDR), включены инструменты для улучшения кадров через Tone Mapping. Для зрителя это значит чуть более правдоподобные и яркие картинки.
- Тусовка на несколько мест (Multiseat): Перед вами функция мультисессий — несколько юзеров могут одновременно сидеть за разными экранами системы, причем с индивидуальным управлением устройствами. Не джедаи, конечно, но все же удобно.
- Прочее: Совсем уж мелочи, но архитектура продукта отшлифована, так что стабильности станет чуточку больше.
Чего ждать дальше
Теперь хотелось бы коротко про то, что, видимо, будет «следующим шагом». Скорее всего, ребята из AMD хотят допилить некоторые штуки. Там всякие заморочки с поддержкой сложных форматов HDR, способы безопасной передачи данных через настройку Trusted Memory Zone (TMZ — звучит-то как шоу-бизнес), да и виртуальные машины на горизонте мелькают. Говорят, над интеграцией с, к примеру, QEMU тоже будут работать, плюс откроют доступ к новым вариантам диагностики драйверов. То есть планы, как вы видите, у них весьма амбициозные.
Так или иначе, AMD продолжает топить за новые технологии, стараясь, чтобы пользователи прям кайфовали от использования их железа. Ну а тем, кто уже пользуется графическими возможностями компании, это может слегка придать уверенности, что продукт будет поддерживаться и дальше.